Регистрация на Megatula.ru
организации информация сайты Сегодня 5 августа 2020, среда
 
 
Типография Всрок
 
Главная /  / Тульский край  / Районные центры
Районные центры
Ясногорск

gerb_yasnogorsk.jpgЯсногорский район расположен в северной части Тульской области. На севере граничит с Московской областью, на востоке - с Московской областью и Венёвским районом, на юге - с Ленинским районом и на западе - с Московской областью, Алексинским и Заокским районами Тульской области.

Район находится в восточной части Среднерусской возвышенности. Поверхность его состоит из небольших волнистых равнин с отлогими или крутыми склонами, которые спускаются к извилистым оврагам. По течению рек иногда пролегают неширокие низины.

На территории района протекают реки: Ока, Беспута, Восьма, Апрань, Осетр, Вашана, Десенка, Тулица и другие.

Климат района характеризуется как умеренно-континентальный с достаточной влагообеспеченностью, тёплым летом и умеренно холодной зимой.

Корни ясногорской земли уходят в глубь древней истории. На территории района у селений Теляково, Машково, Торопово, Боровково и др. обнаружены следы неолитических стоянок III – II тысячелетий до н. э., относящихся к белевской культуре. Неолитический наконечник стрелы из кремня найден и у самого Ясногорска, на речке Глебушке, притоке р. Вашаны. Топонимика района, названия рек, урочищ, сел (Вашана, Скнига и др.) позволяют предположить, что эта территория была некогда занята древними финнами, которых примерно в IX в. вытеснили славянские племена вятичей. Остатки древнерусских городищ XII – XIII вв. обнаружены у г. Ясногорска и в районе с. Клейменово.

В XVI в. территория нынешнего Ясногорского р-на входила в состав Каширского и Тульского уездов, не раз подвергавшихся разбойничьим татарским набегам. О чем свидетельствует ряд названий селений – Тормино, Гайтурово, Хотушь – татарского происхождения.

В северной части района на правобережье р. Оки находится городище под названием «Четырех церквей», которое отождествляется с древнерусским городом Лопасней, впервые упомянутым в летописи под 1176 г. Для защиты от татар в юго-восточной части Ясногорского р-на на протяжении 19 км проходила Картасеньевская засека, преграждавшая им путь к Оке с юга.

Наряду с поместным в уездах было церковно-монастырское землевладение (до 15%). В период гражданской войны начала XVII в. у реки Восьмы произошла битва между войсками И. Болотникова и царя В. Шуйского, закончившаяся поражением восставших.

На севере района крестьяне занимались в основном сельским хозяйством, но позднее здесь начали возникать железоделательные заводы. Особенно мощной была группа, называемая Каширскими заводами, которые затем угасли, не выдержав конкуренции с другими предприятиями.

На протяжении XVIII и XIX вв. сельское хозяйство составляло основу экономики края. Реформа 1861 г., развитие товарно-денежных отношений способствовали росту внутреннего рынка, развивалась кустарная промышленность, особенно самоварная и скобяная. Это обстоятельство впоследствии способствовало промышленному росту села Лаптево, будущего города Ясногорска.

Еще в XVI-XIX веках село Лаптево, как указывал тульский краевед А.Г. Дружинин, называлось Ростиславо. С этим названием в тульском краеведении и советской исторической науке связана гипотеза о существовании около села Лаптево Ростиславо - одного из древнерусских городов, упоминавшегося еще в XVI веке.

Существует несколько версий о происхождении названия «Лаптево», наиболее распространенная из них гласит, что в начале XVIII в. известный заводчик Никита Демидов имел на месте нынешнего города свою контору, в которой работал приказчик Лаптев, и контора, соответственно, именовалась в народе «лаптевской», а от конторы получила свое название и ближайшая деревня.

Своим развитием в конце XIX в. будущий город Ясногорск обязан историческому событию - строительству железной дороги.

1868 г. – закончено строительство Московско-Курской железной дороги.

1867 г. – образована станция Лаптево.

Станция Лаптево являлась крупным пунктом по отгрузке зерна и леса. В некоторые годы она немногим уступала Туле в обороте хлебных грузов. Так, например, в течение 1893 г. со ст. Лаптево было отправлено 215 285 пудов хлеба, а из Тулы – 300 731 пуд.

1875 г. – первый поселенец пристанционного поселка Павел Лаврентьевич Жестерев поставил сруб вблизи станции.

1892 г. – открыта почтово-телеграфная контора, которая обслуживала население Лаптевской, Архангельской, Машковской и Денисовской волостей, численностью 5 тыс. человек.

1895 г. – при станции окружным врачом Н.К. Шистовским была открыта лечебница императорского Московского воспитательного дома, во главе которого стоял врач Михаил Константинович Плясов.

Благодаря появлению железной дороги частный предприниматель И.А. Головин в 1895 г. перевел свое заведение по изготовлению плугов в д. Владычино из деревни Пещерово.

У местной помещицы Л.И. Куржанской был куплен земельный участок в 3 десятины, на котором была построена большая мастерская, состоящая из кузницы и слесарной. В это время на предприятии, выпускающем в год 600 плугов, работали всего 25 чел. В 1897 г. И.А. Головин получил благодарность за участие в Тульской кустарно-промышленной выставке, что послужило подспорьем в получении кредита, направленного на расширение производства. Вскоре были построены новые кузницы, механические мастерские, небольшая чугунолитейная мастерская. Завод стал выпускать 2 типа плугов: безрычажные и рычажные. Производство расширялось, количество рабочих на заводе росло.

Изделия Лаптевского завода пользовались популярностью во всех районах России. Несмотря на сильную конкуренцию аналогичных Брянского, Рязанского, Аксайского заводов, завод не испытывал затруднений со сбытом. В 1913 г. он выпускал до 25 000 плугов разных марок.

Перед первой мировой войной в пристанционном поселке насчитывалось около 20 домов, названий улиц не было. Между поселком и заводом Головина располагались поля крестьян д. Владычино и большая пустошь.

1908 г. – открыта Лаптевская школа И.А.Головин построил начальную школу для детей рабочих, первое кирпичное здание в селе.

1917 г. – численность населения Лаптевской волости составляла 5 778 человек.

К 1918 г. Лаптевский завод превратился в довольно крупное предприятие: энергетическое хозяйство состояло из 2 нефтяных двигателей общей мощностью 48 л. с. и одного газогенераторного двигателя мощностью 40 л. с. Парк станочного оборудования состоял из 30 металлорежущих станков, 8 единиц кузнечно-прессового оборудования. По данным Всероссийской промышленной и профессиональной переписи 1918 г., на заводе работало около 200 чел.

1918 г. – открыта Лаптевская школа 2-ой ступени.

1918 г. – помещиком Саблером открыто училище в селе Богословское (сегодня это Богословский аграрный колледж).

С установлением Советской власти, по окончании гражданской войны, в декабре 1920 г. Лаптевский завод братьев Головиных был национализирован и стал называться первым Государственным заводом земледельческих машин и орудий. Первым «красным» директором завода назначен Н. С. Соловьев. В 1924 г. завод был переименован и стал называться «Красный плуг». В это же время проведена его реконструкция и расширение: построены кузнечно-прессовый, механический, чугунолитейный цехи, восстановлено машинное отделение, установлены 2 динамомашины, налажено электрическое освещение цехов и жилых домов. Кроме того, было завершено строительство железнодорожной ветки ст. Лаптево – завод.

В связи с проведением административно-территориальной реформы в РСФСР в 1924 г. началось районирование Тульской губернии – уезды делятся на районы, и последние становятся основным административным звеном губернии, уезды в дальнейшем ликвидируются. Лаптево стало центром района, в состав которого вошли Лаптевская, Денисовская, Машковская и Архангельская волости.

1924 г. – происходит районирование. Лаптево становится административным центром района, в который вошли Лаптевская, Денисовская, Машковская и Архангельская волости. В новом Лаптевском р-не насчитывалось 16 сельсоветов, 103 населенных пункта, проживали 27 тыс. чел. В 20-е годы в пос. Лаптево открыты районный и заводской клубы. Районный клуб имел литературную, драматическую, хоровую, музыкальную, художественную, юношескую секции. К концу десятилетия в Лаптевском р-не было 3 школы повышенного типа: Лаптевская школа II ступени, Лаптевская семилетняя школа № 12 (железнодорожная) и Федюкинская школа колхозной молодежи.

1925 г. – дан электрический ток на железнодорожную станцию. Закладываются первые линии водопроводной сети.

1928 г. – завод получил электроэнергию от Каширской ГРЭС.

В 1930 г. Лаптевская десятилетняя школа реорганизована в фабрично-заводскую семилетку, одновременно в поселке была открыта школа фабрично-заводского ученичества при заводе «Красный плуг». 10 января 1931 г. вышел в свет первый номер районной газеты «Ленинский путь».

20–30-е годы – период бурного роста завода «Красный плуг». Кузнечно-прессовый и механический цехи пополняются крупной партией станочного оборудования, организуется и оборудуется сталелитейный цех. С утверждением коллективных форм хозяйствования на селе завод получает срочные заказы на тракторный инвентарь и машины – многокорпусные лущильники, картофелесажалки, культиваторы. В 1937–1938 гг. завод становится средним по своей производственной мощности предприятием с численностью коллектива свыше 2,5 тыс. чел., при общем числе жителей в поселке около 5 тыс. чел.

В соответствии с постановлением Оргкомитета ВЦИК по Тульской области от 4 августа 1938 г. райцентр Лаптево был преобразован в рабочий поселок Лаптево с включением в его территорию поселка завода «Красный плуг», станционного поселка и селения Лип-Верх.

Во время Великой Отечественной войны Лаптевский район частично и на короткий срок, 3–4 дня, был оккупирован немецко-фашистскими войсками (районный центр оккупирован не был). Но и за этот короткий срок захватчиками был нанесен огромный ущерб: сожжено 100 домов колхозников, 2 школы, 31 общественное строение. В самом Лаптево в результате авиационных налетов были разрушены почта и телеграф, водонапорная башня, пострадало 9 жилых домов. Однако именно в тяжелые годы войны был дан новый импульс развитию р. пос. Лаптево. В связи с тем, что Донбасс и частично Подмосковный угольный бассейн были временно оккупированы врагом, Советское правительство решило начать восстановление угольных шахт в Подмосковном бассейне. Ввод новых шахт в эксплуатацию потребовал большого количества угледобывающих машин и оборудования, поэтому в декабре 1942 г. Лаптевский завод № 477 (так назывался с 1941 г. бывший «Красный плуг») был передан в ведение наркомата угольной промышленности, и предприятие стало специализироваться на выпуске шахтного оборудования. Уже в мае 1943 г. завод изготовил первые партии шахтных вагонеток и ручных проходческих лебедок, немногим позднее начато производство шахтных насосов. К концу войны завод, который стал называться «Углемаш», почти полностью перешел на производство горношахтных механизмов и оборудования.

1948 г. – исполкомом Лаптевского поссовета образованы улицы: Советская, Комсомольская, Пролетарская, Школьная, Садовая, Колхозная, Трактористов, Железнодорожная, Октябрьская, Первомайская, Красноармейская, Набережная и др.

Завод «Углемаш» в это время начал массовое жилищное строительство: создано 2 жилых поселка: Октябрьский и Северный, за 1948–1952 гг. введено 3135 кв. м жилой площади, 800 м водопроводной сети, 400 м линий канализации.

1949 г. – открыта районная больница.

1953 г. – сооружен стадион.

1954 г. – сооружен Дворец культуры машиностроителей.

Некоторые дома возводились методом народной стройки – по вечерам и в выходные дни машиностроители работали на строительстве своих домов землекопами, плотниками, каменщиками. Продолжался рост поселка, и за счет индивидуального строительства росло число культурно-бытовых зданий: в 1948 г. была построена баня, открыты начальная школа и школа рабочей молодежи.

В 50-е годы крупнейшее предприятие поселка – завод «Углемаш» – продолжало интенсивно развиваться. Число рабочих за послевоенный период здесь выросло в несколько раз. В насосном производстве завод перешел на новую технологию обработки основных деталей насосов «Комсомолец». Не снижая темпов производства основного оборудования, завод начал готовиться к серийному выпуску принципиально нового вида продукции – углепогрузочных машин, которые предназначались для механизированной погрузки угля в вагонетки непосредственно в забое. В короткие сроки было освоено производство углепогрузочных машин двух типов – ГНЛ-30 и ГНЛ-ЗОМ.

1958 г. – началась прокладка газопровода Клейменово-Лаптево. Строительство газопровода объявлено ударной комсомольской стройкой.

1958 г. – село Владычино включено в черту Лаптево.

К середине 50-х годов Лаптево перестал быть поселком одного завода. К этому времени работали кирпично-известковый завод, завод метизов, молочный завод, хлебозавод, Новолаптевская электроподстанция. В поселке функционировали АТС, 2 радиоузла, 2 сберкассы, отстроены новый стадион, кинотеатр, районная больница на 150 коек. Условия жизни все больше приближались к городским: во всех новых домах имелись водопровод, канализация, радио и электричество. Проведена большая работа по асфальтированию дорог и тротуаров, озеленению поселка. Общая территория поселка к тому времени составляла 400,5 га, численность населения достигла 13,5 тысяч человек.

1958 г. – рабочий поселок преобразован в город районного подчинения.

Почти сразу после преобразования поселка Лаптево в город встал вопрос о его переименовании. В объяснительных записках представители местных органов власти приводили следующие аргументы в пользу переименования: «Город Лаптево и Лаптевский район носят неблагозвучное и устаревшее название, не соответствующее современному укладу жизни социалистических городов и районов», «название «Лаптево» совершенно не связано с историческим развитием города» и даже «неприятно нашему народу». К новому наименованию «Ясногорск» пришли далеко не сразу, поначалу предлагались такие наименования, как «Знаменск», «Рудневск» (в честь легендарного командира крейсера «Варяг» контр-адмирала В.Ф. Руднева), «Вересаев» (в честь известного писателя В.В. Вересаева), «Светлогорск». В результате обсуждения, которое растянулось на несколько лет, исполнительным комитетом Тульского областного Совета 6 января 1965 г. было принято решение о переименовании г. Лаптево в Ясногорск, а Лаптевского района – в Ясногорский район. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 10 августа 1965 г. решением Тулоблисполкома переименование было утверждено.

1965 г. – Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10.08.1965 г. город Лаптево переименован в Ясногорск.

В 60–70-е годы Ясногорск, в основном, обрел свой современный облик.

Именно в эти годы была осуществлена реконструкция центральной части города, проведенная в соответствии с генеральным планом. Только за период с 1959 по 1965 гг. жилищный фонд города удвоился, было построено более 30 объектов культурно-бытового и производственного назначения (здание аптеки, детский сад, железнодорожный вокзал, широкоэкранный кинотеатр «Родина», быткомбинат, универмаг и др.).

На природный газ переведены котельные «Сельхозтехники» и хлебозавода. Было завершено строительство архитектурного ансамбля на ул. Ленина, ставшей лучшей улицей города. В апреле 1966 г. в городе открылось автобусное движение.

В 1967 г. жители Ясногорска получили 5658 кв. м. жилья, а за все 60-е годы около 50 тыс. кв. м. Было газифицировано 370 квартир, построены хлебозавод, колбасный цех и цех безалкогольных напитков. Еще спустя 2 года введена в эксплуатацию средняя школа № 3 на 960 мест, восьмилетняя школа, 2 детских комбината на 140 мест каждый. Открыто 12 магазинов.

Начали работу ателье индивидуального пошива «Силуэт», кафе «Встреча». В ноябре 1968 г. в городе был открыт памятник Вечной славы героям-ясногорцам, павшим в боях на фронтах Великой Отечественной войны.

В этот же период Ясногорский машиностроительный завод начал производство качественно новых породопогрузочных машин ПНБ-ЗК, предназначенных для погрузки особо твердых пород. Вес машины составлял 22 т, габариты – длина 8,5 м, ширина 2 м, высота 1,82 м, общая мощность установленных электродвигателей – 88 квт. С помощью ясногорских породопогрузочных машин горняками Кривбасса были установлены мировые рекорды проходки горизонтальных выработок. Было также освоено серийное производство новых типов взрывобезопасных электровозов 5АРВ и 5АРВ-2, а также высокопроизводительных углесосов и насосов. В конце 60-х годов продукция ясногорских машиностроителей поставлялась в 33 зарубежные страны, в том числе во Францию, Турцию, Индию, Болгарию, Венгрию, Вьетнам и др. Успешное развитие завода способствовало росту благосостояния его работников. Так, за 5 лет (с 1965-го по 1970 г.) средняя зарплата рабочих выросла на 37,9%. Увеличение выпуска наукоемкой продукции предъявляло высокие требования к образовательному уровню инженерно-технических и рабочих кадров. Еще в 1959 г. было открыто заочное отделение Тульского политехнического института. В июне 1965 г. состоялась защита дипломных проектов 11 студентов-заочников первого выпуска по специальности «Технология горного машиностроения». В 1971 г. было открыто Ясногорское ГПТУ, которое начало готовить квалифицированных токарей по металлу, фрезеровщиков и слесарей-ремонтников.

Девяностые годы двадцатого века стали переломными в жизни Ясногорска. Негативные процессы переходного периода и непродуманные решения правительства сильно сказались на жизни города и района. Они коснулись экономики и Ясногорского машиностроительного завода, главного градообразующего предприятия.

С распадом Советского Союза завод стал терять своих заказчиков на Украине, которым поставлялось 50 процентов продукции, в Казахстане и в других странах СНГ.

В декабре 1992 года началась приватизация ЯМЗ, в процессе которой в несколько этапов осуществилась распродажа его акций. Но новые владельцы завода не смогли остановить негативного развития событий. Падение производства продолжалось, достигнув в марте 1996 года 150 процентов, общий долг предприятия на май того же года составил 52 миллиарда неденоминированных рублей. Все это приводило к острому конфликту между коллективом и заводской администрацией. Трудящиеся шли на забастовки, создавали стачечные комитеты. В сентябре 1998 года на конференции выбрали новое руководство, но завод продолжало лихорадить. 17 февраля 1999 года решением арбитражного суда на предприятии было введено внешнее управление. В ноябре 2000 года внешнее управление на ЯМЗ по ходатайству администрации муниципального образования было продлено на 10 лет, но в 2006 году завод перешел к новому собственнику. В 2009 году на предприятии вновь было установлено внешнее управление.

На территории Ясногорска открыт завод «ИЭК МЕТАЛЛ-ПЛАСТ», а в 2003 – завод «Элпластик». Оба предприятия являются производственными площадками Международной электротехнической компании «ИЭК», в 2008 году предприятие завершило строительство еще одного производства – «ЭЛИТПЛАСТА».

2005 г. – на территории Ясногорского района начинается административная реформа, к 2006 г. сформировано шесть муниципальных образований, имеющих статус городских и сельских поселений: г. Ясногорск, рабочий поселок Ревякино, Иваньковское, Денисовское, Архангельское, Теляковское.

2009 г. – на территории МО Архангельское Ясногорского района начинается строительство инкубатория Авиаген. 1 июля 2010 года он был торжественно открыт. Ясногорский инкубаторий, мощностью 32 млн. штук инкубационных яиц в год, является крупнейшим в России и седьмым по счету в Европе.

Другие предприятия города:

  • ПК «Ясногорский хлебозавод» – производство хлебобулочных и кондитерских изделий.
  • ОАО «Ясногорский молочный завод» – производство молочной продукции.
  • ООО «Кондитерская фабрика „Золотая Русь“» – производство кондитерских изделий.
  • Фабрика мебели ООО «Эволи» – изготовление мебели.
  • ООО «Центрнасоссервис» – обработка металлов и нанесение покрытий.
  • ООО ПТПП «Фагот» – обработка металлов и нанесение покрытий.
  • ООО «Гиперпресс» – производство материалов из бетона.

Известные люди

В Ясногорске родились: Алексей Вениаминович Гирш, главный директор концертной оперы Сиэтла; Константин Николаевич Шистовский, учёный, первый директор Московского планетария, Герой Труда. В разное время проживали: Модест Петрович Мусоргский, русский композитор; Викентий Викентьевич Вересаев, русский советский писатель; Дмитрий Петрович Щербин, Герой Советского Союза.

http://ru.wikipedia.org

http://www.yasnogorsk.tulobl.ru


 
 
Copyright © 2005-2020
тел.: 35-90-88

E-Mail: infoMegatula.ru
Использование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации MegaTula.ru
Rambler's Top100