Регистрация на Megatula.ru
организации информация сайты Сегодня 5 августа 2020, среда
 
 
Типография Всрок
 
Главная /  / Тульский край  / Районные центры
Районные центры
Одоев

 

gerb_odoev.jpgВпервые Одоев упоминается в Новгородской летописи в 1380 году в связи с Куликовской битвой. На помощь татарам шли войска литовского князя Ягайло. По дороге они попытались взять штурмом Одоевскую крепость и были задержаны ее защитниками на три дня. А тем временем пришла весть о разгроме орды Мамая, и войско Ягайло вернулось домой, так и не дойдя до Куликова поля.
Основан же город Одоев еще раньше, в середине XIV века, новосильским князем Романом, который, спасаясь от монголо-татар, перешел жить в Одоев и основал династию удельных князей Одоевских.
Княжеский род Одоевских пошел от династии Рюриковичей, от черниговского князя Михаила Всеволодовича, внук которого князь Роман Семенович Новосильский перенес столицу княжества из Новосиля в Одоев и стал первым удельным князем Одоевским.
Находясь на рубеже литовских и русских владений, Одоев не раз становился ареной военных столкновений и переходил из рук в руки. 20 мая 1407 года город был захвачен и сожжен литовцами. Подчиняясь силе, одоевцы признали свое подданство великому князю литовскому Витовту, но 90 лет спустя, по договору, заключенному в 1494 году между Московским государством и Литвой, Одоевское княжество отошло к Москве.
В Одоеве были построены укрепления - город стал одним из форпостов оборонительной системы. Со временем границы нашего государства отодвигались все дальше на юг, и Одоев год за годом терял свое значение города-крепости. Оборонительные сооружения ветшали, разрушались, и к концу XVIII века сохранился только земляной вал.
В самом Одоеве находится городище времени XIV-XVI вв., расположенное на Соборной горке, получившей название по стоявшему здесь некогда Воскресенскому собору. С Соборной горки открывается вид на Упу и находящуюся на противоположном берегу церковь Анастасова монастыря. Сначала деревянный, во второй половине XVII века он становится каменным. В 1669-1675 годах в монастыре строится жемчужина тульского зодчества - Богородице-Рождественская церковь. Монастырь просуществовал до второй половины XVIII века, поддерживаемый вкладами прихожан - и богатыми, и самыми простыми.
По времени создания вслед за Богородицкой идет Никольская церковь в с. Николо-Жупань, относящаяся к концу XVII - началу XVIII вв. Большинство других церквей построены XIX веке. Интересна Покровская церковь в с. Болотском, созданная в 1802–1830 гг., по проекту архитектора Бреме.
В XVI-XVII веках из рода князей Одоевских вышли 13 бояр, но уже при Иване Грозном их потомки навсегда покинули город - после смерти замученного по царскому указу Никиты Романовича Одоевского. Перестав быть центром княжества, город постепенно приходит в упадок. В "дозоре" 1645 года о нем говорится: "В Одоеве город ветх, на городе и на башне верхов нет, мост городовой и обламы сгнили и в приход воинских людей к Одоеву по тому городовому мосту наряды устроить и колья и каменья наготовить и людям стоять нельзя. В городе же воды нет. А для воды сделан был из города к Упе реке тайник, и тот тайник сгнил и завалился. Острог в многих местах погнил, да около острога ров засорился и частник и надолбы сгнили. Да острожных две башни от рва вода подмыла..."
В 1777 году Одоев стал уездным центром; в нем насчитывалось 13 улиц и переулков, 17 лавок, 3 соборных церкви и 4 приходских (из них три - каменные); обывательских домов насчитывалось З6, для увеселения мещан действовало 6 питейных заведений в городе и два в уезде. В 1779 году был утвержден генеральный план Одоева.
Одним из старых поселений одоевской земли, находящимся в 8 км от Одоева, является с. Филимоново - один из древнейших гончарных и игрушечных центров России, истоки которого восходят еще к неолитической Белевской культуре. По некоторым местным преданиям, художественный промысел получил свое название от основателя деревни гончара Филимона. Из филимоновской глины изготавливали много продукции - разную посуду, игрушки, причем игрушки эти были только свистульки для праздников: зверюшки, птицы, кони, барышни, солдаты многое другое. У барышень в руках букеты цветов или кувшины, а в них спрятаны свистульки. А солдаты держат под мышками гусей, в некоторые тоже можно свистеть.
Местная глина, имеющая особые свойства, диктовала свои условия, отсюда и удлиненные пропорции фигур. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. Пока глина сохнет, игрушку много раз приходится оглаживать, вытягивать, меняются ее пропорции. Роспись игрушек ведется и в наше время не кисточкой , а гусиным пером. Над созданием знаменитой игрушки работали и работают многие поколения мастериц. В 1984 году открыта мастерская по ее изготовлению в Одоеве, делают игрушку и в Туле.
1939 году Одоев был переименован в поселок городского типа. Сегодня здесь живут более шести тысяч человек.
В городе есть Художественная школа, городской духовой оркестр и чудесный музей. Его создатель и директор Иван Васильевич Папунен, почетный гражданин Одоева, приехал сюда много лет назад из Ленинграда. В музее - макет Одоевской крепости, старые камни и вещи, удивительная керамика - и традиционная филимоновская игрушка.
Одоевская земля связана с жизнью и деятельностью многих замечательных людей: Дмитрия Васильевича Ухтомского, русского архитектора, Семена Никифоровича Веницеева, государственного деятеля, Петра Петровича Белоусова, санитарного врача, создателя Тульского городского парка; писателя Владимира Дмитриевича Успенского. Одним из наиболее известных одоевских писателей 19 века является Пантелеймон Сергеевич Романов, автор рассказов, повестей, романов, в том числе и автобиографической "Детство" и романа-эпопеи "Русь".
 
По материалам сайта www.odoev.tulobl.ru

 


 
 
Copyright © 2005-2020
тел.: 35-90-88

E-Mail: infoMegatula.ru
Использование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации MegaTula.ru
Rambler's Top100